Страница педагога-психолога

График консультаций

УТВЕРЖДАЮ:

      заведующий государственного

                                                                                                           учреждения образования

 «Детский сад № 10 г. Лиды»

________________М. С. Гринюк

                                                                                                      «____»_______________2023/2024г.

 

 

свернуть

Психолог в детском саду  

Психолог в детском саду

 

Зачем психолог в детском саду?

Основная задача педагога-психолога  - помочь сделать жизнь ребенка в детском саду комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. В учреждении дошкольного образования педагог-психолог оказывает помощь всем участникам образовательного процесса. Однако, прежде всего, психолог защищает права и интересы детей, способствует сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка,  созданию наиболее благоприятных условий для развития и воспитания, повышения успешности в обучении.  В течение учебного года педагог-психолог наблюдает за процессом личностного развития, особенностями поведения, общения воспитанников; посещает занятия, досуговые мероприятия, чтобы способствовать уважительному отношению к ребенку, чтобы помочь воспитателю и родителям найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения, чтобы дать качественные рекомендации.

Основные виды психологической помощи педагога-психолога в учреждении дошкольного образования:

 - психологическое консультирование  содействует разрешению психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций;  - психологическая коррекция способствует исправлению (корректировке) особенностей личности ребенка и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;   - психологическая профилактика направлена на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка и межличностных отношений, содействие  в сохранении и укреплении психологического здоровья;   - психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности детей и взрослых о психологии и возможностях психологической помощи;    -  психологическая диагностика позволяет оценить индивидуально-психологические свойства личности, выявить психологические проблемы и уточнить их особенности.

Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

- законности;

- уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;

- добровольности получения психологической помощи;

- доступности получения психологической помощи;

- конфиденциальности; научной обоснованности; профессионализма.

Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи

Родители, часто волнуются, что результаты психологической диагностики или консультации станут известны другим людям, так как поступая в учреждение дошкольного образования родители (законные представители) подписывают оказание психологической помощи ребенку.

Знайте, что информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи». Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия того, кто обратился за оказанием психологической помощи, или его законного представителя. Предоставление сведений без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам: органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством …

ВАЖНО!  Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна (в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»).

С какими вопросами чаще всего обращаются к психологу?

К психологу стоит обратиться, когда у ребенка:

- трудности адаптации к детскому саду (новому коллективу);

- агрессивное поведение, конфликтность;

- истерики, капризы, непослушание;

- заниженная самооценка, неуверенность;

- тревожность, плаксивость, постоянный пониженный фон настроения;

- страхи;

- нарушения познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти,   мышления, воображения, речи);

- трудности в усвоении программы;

- ревность между братьями и сестрами;

- трудности в отношениях с родителями, сверстниками;

- признаки самоагрессии;

- пережитые травмирующие ситуации (потеря близкого человека, насилие, развод родителей, переезд) и др.

 

Дорогие родители! Помните, к психологу можно приходить не только в случае проблемных ситуаций, но для того, чтобы определить способности ребенка, стимулировать развитие творчества.

 

свернуть

Ребенок и финансовая грамотность

 

 

Ребенок и финансовая грамотность

 

Зачем ребёнку финансовая грамотность?

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью, что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Многие  умеют работать и зарабатывать деньги, но далеко не всех это  приводит к финансовой стабильности или свободе.

Основная цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь ребенку социализироваться и достичь успеха в будущем, сформировать правильное отношение к деньгам,  способствовать развитию таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение грамотно распоряжаться и управлять своими финансами.

Отсутствие умения обращаться с  деньгами в детстве, может привести к формированию пагубных финансовых привычек во взрослой жизни: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Кредитная зависимость и потеря денег в финансовых пирамидах – это результаты полного отсутствия финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

С чего начать? Для начала нужно сделать следующие шаги:

  1. Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются, покажите ребёнку, как и для чего вы работаете.

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я делаю уборку дома, чтобы нам было приятно в нем находится и удобно вместе играть». Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата.

  1. Объясните ребенку, как формируется стоимость товаров.

Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется. Дети просто обязаны знать ответы на следующие два вопроса:

  1. Что такое стоимость товара?
  2. Как формируется стоимость товара?
  3. Расскажите про универсальность денег, что такое бартер(или обмен товарами)

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно?»
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары — деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить.

  1. Познакомьте ребенка с номиналами купюри монет.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько копеек в рубле?» или «как собрать сумму в 10 рублей?». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  • положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  • расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  • попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 6 рублей 25 копеек?»
  • наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку
  1. Расскажите,  на что вы тратите деньги, как формируется ваш семейный бюджет, объясните принцип накопления денег.

Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить.

  1. Объясните, как ребенок уже сейчас может заработатьденьги (за какие-то поручения и т.п.)
  2. Объясните разницу между потребностями, желаниями, возможностями и целесообразностью накоплений, покупок и трат.
  3. При покупке подарка, давайте возможность ребенку делать выбор самому.
  4. Включайте детям мультики про финансы.

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

  1. Играйте в игры.

«Магазин» или  «Рынок»  - это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное. Варьируйте.

!!! Не стоит использовать деньги в качестве поощрения.

Если так делать регулярно, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми.

 

Информацию подготовила

педагог-психолог М.Н. Радивон

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации для любящих родителей

Рекомендации для любящих родителей.

От наших детей зависит наше с вами будущее. Ведь чем лучше мы сможем воспитать новое поколение, тем лучше будет мир, в котором мы живем. Именно поэтому  главная задача родителей - учить, воспитывать, защищать и самое главное любить детей. Прежде, чем воспитывать, стоит «завоевать» сердце ребенка. Способов предостаточно, главное – любовь, желание и чуточку вашего терпения.

ВАЖНО:

  1. Слушать с целью понять мысли и чувства ребенка.
  2. Говорить с ним уважительно, даже если просите о чем-то или исправляете его.
  3. Верить в его добрые намерения и говорите ему об этом.
  4. Отложить в сторону свои гаджеты и другие занятия и посвятить какое-то время только ему.
  5. Читать ребенку вслух.
  6. Обнимать как можно чаще.
  7. Спрашивать: «Чем я могу тебе помочь?»
  8. Исправлять не критикуя.
  9. Ежедневно говорить ребенку жизнеутверждающие, вдохновляющие, поддерживающие слова.
  10. Играть в то, во что хочет играть ребенок.
  11. Давать понять, что цените его мнение.
  12. Благодарить ребенка за вклад в семейные дела.
  13. Пусть он слышит, как вы благожелательно говорите о нем другим.
  14. Помогать ему проживать эмоции, даже самые трудные.
  15. Дурачиться с ним. Много вместе смеяться. Пусть он запомнит вашу улыбку.
  16. Тепло и радостно приветствовать его.
  17. Прощать ошибки.
  18. Называть его особыми прозвищами.
  19. Быть щедрыми со словом «да» и уверенными со словом «нет».
  20. Рассказывать ребенку истории из своего детства, чтобы он получше вас узнал.
  21. Проявлять интерес к тому, что волнует вашего сына или дочь.
  22. Помогайть ребенку решить его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку.
  23. ЛЮБИТЬ не за что-то, а только за то, что он у вас есть…
свернуть

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ПСИХЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Когда отдавать в школу - в 6 или 7 лет?

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

 Л.А.Венгер

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: как подготовить ребенка к школе, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Постарайтесь уделить время подготовке ребенка к школе, это поможет не только в обучении, прежде всего значительно облегчит адаптационный период.

 Многие родители ошибочно полагают, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является умение читать и считать. Это замечательно, но Вы должны знать, что оценкой готовности ребенка к школе являются единство всех компонентов — психологической, физиологической, педагогической готовности, речевого развития. Важно понимать, что желание ребенка пойти в школу вовсе не означает понимание важности учебы, осознание ответственности, самоконтроля, лишения некоторых привычных удовольствий.

Для ребенка, в основном, это изменение статуса — он чувствует себя взрослым, самостоятельным, у него появляются определенные права, ему не надо спать днем как в садике, появляются атрибуты взрослого — ранец, красивые канцтовары, пластиковые карты, сотовый телефон...

Чаще всего, к 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, необходимой для полноценной учебы. Ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для него существует только «я», понятие «мы» - формируется к 7 годам.

Важным фактором готовности для ребенка является произвольность психических процессов - умение сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умение управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям. Произвольность формируется к концу дошкольного возраста — к 7 годам.

Основные направления подготовки:

- Знакомство с окружающим миром, формирование целостной картины мира;

- Обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи;

- Развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя речи;

- Психологическая подготовка к школе;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Подготовка руки к письму;

- Физическая подготовка;

- Приобретение навыков самообслуживания;

- Формирование элементарных математических представлений;

- Развитие логики, внимания, памяти, мышления.

 

Портрет первоклассника, не готового к школе:

- чрезмерная игривость;

- недостаточная самостоятельность;

- импульсивность, бесконтрольность поведения;

- гиперактивность;

- неумение общаться со сверстниками;

- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

- неумение сосредоточиться на задании;

- трудность восприятия словесной или иной инструкции;

- низкий уровень знаний об окружающем мире;

- неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных;

- координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами)

- недостаточное развитие произвольной памяти

- задержка речевого развития (неправильное произношение, скудный словарный запас, неумение выразить свои мысли).

 

Конечно, не стоит полагать, что весь этот список исчезнет сам собой по мере взросления за несколько месяцев. Вам уже сейчас необходимо выявить проблемные места в развитии и подготовке, и в течение оставшегося времени работать над ними как самим, так и с помощью специалистов.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие определенных знаний по различным областям:

Окружающий мир:

  • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
  • знать в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
  • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
  • знать почему одних животных называют дикими, а других — домашними, объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
  • знать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи и т. п.
  • знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
  • примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, которые растут на деревьях.
  • знать основные цвета и фигуры и др.

Внимание:

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками;
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Память:

  • Запоминание 7-10 картинок;
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление:

  • Заканчивать предложение: «Суп горячий, а компот ...»,  «Летом жарко, а зимой … холодно»;
  • Находить лишнее слово из группы слов;
  • Определять последовательность событий, что было вначале, что потом;
  • Находить несоответствия в рисунках.

 

Также ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п..

 

 Чем могут помочь родители?:

  • Общайтесь с ребенком больше, разговаривайте, объясняйте, спрашивайте – что непонятно.
  • Путешествуйте по улицам, городу, ходите в музеи, на выставки, в парки, в лес.
  • На даче или в деревне показывайте наглядно как растут овощи, фрукты.
  • В лесу слушайте пение птиц, отмечайте эстетическую красоту природы, ландшафта.

 

Мотивационная (личностная) готовность к школе подразумевает   наличие  у  ребенка  желания  принять  новую социальную роль  —  роль школьника.

Чем могут помочь родители?

Вам необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

 

Волевая готовность к школе предполагает умения сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умения управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям, выполнять неинтересную с его точки зрения работу.

Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено.

Чем могут помочь родители:

- учить понимать и принимать задачу, ее цель.

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, конструировании, играх-головоломках и т.п.

- учить принимать помощь взрослых при выполнении задания

- приучать ребенка думать о качестве и результате работы

- почаще играть в настольные игры с правилами, в игры «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры.

 

Социально-коммуникативная готовность к школе проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Чем могут помочь родители?

В целях развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.

Приглашайте к себе в гости друзей, ходите в гости сами. Старайтесь, чтобы Ваш ребенок был активным в общении, проявлял инициативу, умел идти на компромисс.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

 

Физиологическая готовность к школе подразумевается общее физическое развитие ребенка и соблюдение основных гигиенических норм:

- нормальный рост и вес, нормальные пропорции тела, соответствующее возрасту состояние зрения, слуха, состояние нервной системы, состояние сердечно-сосудистой и эндокринной системы, развитая мелкая моторика рук.

Чем могут помочь родители:

- наладить и соблюдать четкий режим дня, при этом оптимальное время вечернего укладывания — 21 час. Полноценный сон ребенка в возрасте 6-7 лет составляет 11- 12 часов в сутки (включая дневной сон).

- перед сном определенный отрезок времени (20—30 минут) хорошо отвести для спокойных, не возбуждающих занятий. Не следует рассказывать и разрешать читать детям перед сном пугающие или сильно возбуждающие их воображение сказки или рассказы.

- перед сном нужно обязательно проветривать помещение.

- важно обеспечить разнообразное питание, в холодный период можно дополнить меню специальными детскими витаминами, содержащими йод, калий, магний, фолиевую кислоту и другие микроэлементы.

-создавать возможность для активного времяпровождения, спортивных игр и упражнений как дома, так и на улице

- обязательно развивать мелкую моторику рук (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, штриховки, трафареты и т.п.)

  

Речевая готовность

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь:

Правильно произносить все звуки родного языка, различать и называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, различать понятия «слово» и «предложение», согласовывать слова в роде, числе и падеже, подбирать синонимы и антонимы, использовать разные способы образования слов, пересказывать знакомые сказки и рассказы, составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок), быть активным в общении, строить общение с учетом ситуации, пользоваться формами речевого этикета.

Чем могут помочь родители?

- При общении с ребёнком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

- Не копируйте детский стиль произношения, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. Говорите с ребенком как со взрослым человеком.

- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

- Старайтесь читать ребенку много разной литературы, в том числе энциклопедического характера.

- Задавайте вопросы по прочитанному, пусть ребенок попробует выделить основную мысль.

- Больше общайтесь, фантазируйте, стимулируйте речь, играйте в сюжетно-ролевые игры, развивайте мелкую моторику рук, проводите мини-выступления, кукольный театр.

- Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире.

Самое главное – любите своего ребенка таким, какой он у Вас есть, за то, что он у Вас есть!

Информацию подготовила педагог-психолог М.Н. Радивон

свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

Памятка для родителей будущих первоклассников

 

─ помните, что Ваш ребенок еще живет в дошкольном детстве – мире игр  игрушек, мире свободного времени;

─ он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо», «должен»;

─ его работоспособность пока невелика, обязательно нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;

─ ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;

─ Вашему сыну или дочери в первое время обучения будет необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить из школы, вместе погулять. Постарайтесь взять отпуск или отгулы на первое время;

─ ребёнку нужны положительные эмоции: похвала, одобрение, понимание, любовь, доверие, забота;

─ не стоит «натаскивать» ребенка под определенную школьную программу. Гораздо лучше, например, научить ребенка общему алгоритму работы с цифрами (увеличить на «1»  значит это следующее число, уменьшить на «1»  - значит предыдущее);

─ не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то новую секцию или кружок. Если это необходимо — сделайте это за год до школы или со 2 класса.

─ компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира;

─ показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;

─ нельзя никогда говорить ребенку, что он хуже других;

─ старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком;

─ не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;

─ оценивайте только поступки, а не самого ребенка;

─ признавайте права ребенка на ошибки;

─ никогда не запугивайте ребёнка школой;

─ развивайтесь повсеместно — на улице, считая лавочки и ворон, в парке — наблюдая за признаками времен года, в транспорте — читая вывески и рекламу, в магазине — попросите ребенка выбрать 2 овоща или 1 фрукт, попросите назвать то, что он видит на стеллажах, просто идя по улице — скажи, сколько человек идет перед нами, а что находится сейчас справа от тебя, а слева от меня и т.д.

 

 

 

 

свернуть

«НАСИЛИЮ «НЕТ!»

«НАСИЛИЮ «НЕТ

 

Человека делают человеком

светлые воспоминания детства.

Ф. М. Достоевский

 

 

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

 

Забота о здоровье и гармоничном развитии ребенка ваша главная обязанность! В ваших силах сделать так, чтобы дом, в котором живет ребенок, был самым  счастливым и безопасным местом,  домом любящих и мудрых родителей. 

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Читайте вместе с детьми настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

 

  Формы насилия над детьми:

 

  • физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
  • отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
  • эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);
  • сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.

Психологическая безопасностьтакое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья детей. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.

 

 

свернуть

Замещающим родителям  

Замещающим родителям

 

ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

 

 Главное направление современной социальной политики в отношении детей, оставшихся без родной семьи,  заключается в поиске форм и средств их семейного воспитания. Каждый ребенок должен быть в семье. И если родной семьи у ребенка нет, значит нужно предоставить ему новую. Не важно, будет ли это семья его родственников: бабушки, тети, брата, сестры, или семья совсем незнакомых ребенку людей. Главное, чтобы в новой семье он был окружен заботой, теплом и вниманием, всем тем, что необходимо для нормального роста и развития каждому ребенку.

 Испокон веков белорусский народ славился своими семейными традициями. Ребенка, оставшегося сиротой, воспитывали всем миром, ставили на ноги, обучали ремеслу, ладили приданое и отдавали замуж, женили. Помочь сироте было святым делом. Времена меняются, а сирот и сейчас немало. Им нужна помощь. Возможно,  Вы или кто-то из ваших близких и знакомых может помочь ребенку обрести новый дом.

 В настоящее время в Республике Беларусь существуют различные формы устройства детей в семью:

  Усыновление (удочерение)

  Опекунская семья

  Приемная семья

  Дом семейного типа

 Усыновление (удочерение). Юридический акт, основанный на судебном решении, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как и между родителями и детьми (ребенок приравнивается к родному ребенку, является наследником).

Опекунская семья.  Опека и попечительство устанавливается, как правило, родственниками, но может и чужими людьми. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет. Попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун работает на своей основной работе. Если ребенок имеет статус сироты, то пользуется различными льготами. Статус сироты ребенок получает, если оба родителя умерли, если родители лишены родительских прав по решению суда. Если родители дали согласие на опеку, то ребенок не имеет статуса сироты и не имеет льгот.

 Приемная семья. Это свои дети + до 4-х чужих детей на воспитании. Ребенок (дети) берется на воспитание в семью. С семьей заключается договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор между органами опеки и приемными родителями. (Это, как обычная работа. Родитель – воспитатель живет в своей квартире, берет к себе на воспитание детей, т.е. устраивается на работу, получает зарплату, имеет оплачиваемый отпуск 56 дней. Родственники - не могут быть приемной семьей).

 Дом семейного типа. Семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Для организации дома семейного типа выделяется помещение (дом, квартира). Аналогично приемным семьям, родитель в качестве воспитателя работает с данными детьми, получает зарплату.

Патронатное воспитание.  Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение). Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе. Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора   патронатного   воспитания,   заключаемого   руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает управление (отдел) образования по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.

 

Всю необходимую информацию о создании замещающей семьи, Вы можете уточнить:

Отдел образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета

Адрес: г. Лида, ул. Советская, 8

Контактный телефон: 8 0154 529776

________________________________________

Государственное учреждение образования «Лидский районный социально-педагогический центр»

Адрес:231300, г.Лида, пр. Победы, д.7,

Контактные телефоны:

8 (0154) 657948, 657942, 657951

Электронная почта: rspc@edu-lida.gov.by

Сайт: https://rspc.edu-lida.gov.by

________________________________________

Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск

Адрес: 220005, г. Минск, ул. Платонова, д.22,

Контактные телефоны: 8 017 352 46 54, 8 017 348 51 51, 8 017 375 81 49        

Электронная почта:  nac@nacedu.by

Поиск кандидатуры ребенка на усыновление осуществляется в базе данных Республиканского банка сведений о детях, подлежащих усыновлению - в пределах границ РБ.

Сайт Национального центра усыновления: www.nacedu.by

________________________________________

www.dadomu.by портал, на котором каждый может узнать пошаговую информацию обо всех формах семейного устройства детей, а также познакомиться с краткой информацией о детях, которым нужна постоянная благополучная семья.

         

Данная статья не используется в рекламных целях,  а носит  информационный характер.

 

 

свернуть

В детский сад с радостью

В детский сад с радостью

 Счастье просыпается с утра,

                                                                                                                             потому что в сад                                                                                                                                   идти пора!

 

Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли?  Волнуетесь, задаетесь вопросом: «как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?». Адаптация — это процесс приспособления организма, который происходит на разных уров­нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему, однако, есть некоторые закономерности, о которых стоит знать родителям.

Психологи выделяют три степени адаптации ребенка к детскому саду

- легкая - поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак­тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако­мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст­ников).

- средняя -  сон и аппетит восста­навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре­бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

- тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо­леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре­акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про­тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя­ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря­женность).

Причины тяжелой адаптации:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с распорядком дня  дет­ского сада.
  2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно-гигиениче­ских навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

 

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

  • Учите ребѐнка общаться! Учите ребѐнка знакомиться. Расширяйте круг общения ребѐнка, поддерживайте инициативу ребѐнка в общении с окружающими.
  • Познакомьтесь с режимом дня детского сада за несколько месяцев до планируемого посещения; придерживайте его.
  • Учите малыша играть! Играйте с ребѐнком дома в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике.
  • Читайте и рассказывайте ребѐнку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать.
  • Приучайте ребѐнка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания дайте возможность проявить самостоятельность «Я сам!»
  • Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей пользоваться.
  • Важно приучить ребенка к горшку. Учиться новым действиям в стрессовой ситуации гораздо сложнее, чем прийти в незнакомый мир уже знающим
  • Укрепляйте здоровье ребѐнка.
  • В период адаптации родителям нужно ограничить нагрузку на нервную систему ребѐнка, ограничить просмотр телепередач. Отдайте предпочтение спокойным играм.
  • Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребѐнке
  • Не стоит устраивать долгое прощание перед группой. Сразу уходите.
  • Постарайтесь не делать долгих перерывов в посещении детского сада.
  • Не обсуждайте при ребѐнке моменты, которые вас не устраивают в детском саду. Говорите малышу, как вы рады, что он большой, ходит в детский сад. Старайтесь чаще обнимать и целовать малыша.
  • Используйте ритуалы прощания и встречи

Ритуал в классическом понимании – это последовательность действий по одному и тому же сценарию, который настраивает на нужный лад.

Ритуал должен быть:

  • неизменным;
  • приятным для ребенка, успокаивающим;
  • выражающим вашу любовь и привязанность друг к другу.

Сколько по времени должен занимать ритуал?

    Он может быть совсем коротким, на 1-2 минуты, и происходить непосредственно при прощании и встрече. Или более продолжительным, начинаться еще дома, продолжаться по дороге в детский сад и заканчиваться при расставании.

Варианты ритуалов встреч и прощания:

  • «Обмен напоминашками». Обменивайтесь дома маленькими предметами, которые будут напоминать вам друг о друге. Это может быть каштанчик, брелок, игрушка-прищепка, небольшой шарик.
  • «Сказка по дороге». Заведите обычай придумывать вместе короткую сказку по дороге в детский сад и обратно.
  • «Поцелуйчик в кармашке». «Прячьте» малышу в кармашек перед расставанием свой поцелуй из ладошки, чтобы он мог в любой момент «достать» его и вспомнить, что мама ушла недалеко и скоро за ним придет.

Можете использовать любой из них или придумать свой собственный, о котором никто даже не догадывается

Игры. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к детскому саду» - карта с дорожками и домиками-ориентирами: «Наш дом»,  «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад» и т.д.. По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы дома

  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
  • Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  • Научитесь встречать детей после их пребывания в ДУ. Не стоит первым задавать вопрос: «Что сегодня кушал?»  Лучше задавать нейтральные вопросы : « Что было интересного в детском саду?» , «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.д.
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Дорогие родители! Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир! Если же Вы столкнулись с трудностями в период адаптации вашего ребенка в саду  и не можете справиться с ними самостоятельно, обратитесь за помощью педагогу-психологу учреждения.

Литература:

  1. Аралова М.А. «Игры с детьми раннего возраста : Методические рекомендации»- М.:ТЦ Сфера .2008
  2. Афонькина Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста» : Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010
  3. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие» - Воронеж «Учитель»,2006
  4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детство-Пресс»,2011
  5. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия». Волгоград: «Учитель», 2011

Информацию подготовила

 педагог-психолог М.Н. Радивон

 

свернуть