Неделя информирования о детях с ДЦП

День ДЦП 2022: история и традиции международного дня ДЦП

Учреждение образования

 «Государственный Лидский районный

 центр коррекционно – развивающего

 обучения и реабилитации»

 

 

 

 

День ДЦП 2022:

история и традиции международного

дня ДЦП

 

 

 

 

 

 

Люди, страдающие ДЦП, и их близкие сталкиваются со многими проблемами: недостаточная поддержка государства, отсутствие единого комплексного подхода к реабилитации, но также, помимо всего прочего, большой нагрузкой становятся агрессия, непонимание и дискриминация со стороны окружающих. Основной причиной такого поведения является низкая осведомленность общества о болезни. Международный день детского церебрального паралича был организован с целью изменить этот прискорбный факт, сформировать у общества иное отношение к людям, страдающим заболеванием.

 

 

 

2022г.

В день ДЦП не стоит поздравлять знакомых, чей ребенок болен церебральным параличом. Вместо этого лучше откройте страницу поисковика и узнайте о заболевании, а потом поговорите об этом со своими родными. Расскажите им о том, что узнали, просветите их, помогите понять, что люди с ДЦП - это не некие прокаженные, которых стоит в лучшем случае игнорировать, а такие же люди, как и вы, заслуживающие таких же прав и свобод. Поговорите со своими детьми, объясните им, что девочка из соседнего двора, которую мама вывозит гулять на коляске, - не странная чудачка, от которой можно заразиться, а простой ребенок и может стать хорошей подругой. А еще вы можете сделать пожертвование одному из фондов, занимающихся проблемами детей с ДЦП. Это необязательно должны быть деньги, подойдут и мягкие игрушки, одежда, средства первой необходимости. Этот день существует не для праздника и веселья, а для того, чтобы в мире стало чуть меньше боли и ненависти. И каждый из нас может в этом помочь.

 

 

Традиции Международного Дня ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором один или несколько участков мозга в результате кислородного голодания оказываются поражены и функционируют некорректно. Это приводит к тому, что у детей, страдающих ДЦП, некоторые мышцы становятся слишком расслабленными или, наоборот, слишком напряженными, из-за чего развиваются различные нарушения двигательной активности. Кроме того симптомами церебрального паралича являются нарушения речи,  проблемы со зрением и слухом, судороги и др.

ДЦП не передается по наследству, хотя ряд хронических заболеваний матери и может стать одним из множества факторов, повлиявших на ребенка, и бывает либо врожденным, либо приобретенным, когда в результате травмы во время или незадолго после родов мозг младенца оказывается поражен асфиксией.

 

 

День ДЦП (детский церебральный паралич) в нашей стране и мире отмечается каждую первую среду октября с 2012 года.

Этот день существует не для поздравлений и дарения подарков. Его цель состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к проблемам людей с ДЦП, просветить его, ведь в большинстве случаев именно малая осведомленность о проблеме становится причиной агрессии.  В 2022 году это будет 5  октября.

История Международного дня ДЦП

День ДЦП появился по инициативе Cerebral Palsy Alliance и United Cerebral Palsy. На сегодняшний день к проекту World Cerebral Palsy Day присоединились более 270 организаций, каждая из которых старается привлечь внимание к людям, страдающим церебральным параличом, и их проблемам.

Согласно данным организаторов World Cerebral Palsy Day, более 17 миллионов человек по всему миру страдают от этой болезни и еще 350 миллионов составляют друзья и родственники, которые тесно связаны с больными. Церебральный паралич признан наиболее распространенной причиной детской инвалидности.

 

свернуть

Международный день ДЦП

 

 

 

Международный день детского церебрального паралича в 2022 году отмечается 5 октября. Приблизительно 17 миллионов людей во всем мире страдают от ДЦП. Эта болезнь становится причиной инвалидности у детей, при этом от ДЦП нет никакого лекарства. Международный день детского церебрального паралича, отмечаемый в первую среду октября, является специальным проектом, который призван изменить мир людей с ДЦП к лучшему.

Диагноз ДЦП сегодня звучит как приговор. Вызванный повреждениями центральной нервной системы, ДЦП сопровождается двигательными нарушениями: от минимальных, заметных только специалисту, до выраженных, приводящих к инвалидности.  Его нельзя вылечить одним, двумя или тремя курсами реабилитации. Это борьба длинной в жизнь.

Однако есть множество примеров людей с ДЦП, которые не только успешно борются со своим диагнозом, но и развиваются профессионально и творчески.

 
Супермодель с ДЦП

Ангелина Уэльская родилась и выросла в Беларуси. У нее ДЦП, от которого не избавиться. У нее мечта, которую не удержать.

Ангелина хотела стать актрисой или моделью. Но людям с инвалидностью невозможно пробиться на подиум или сцену. А если их все-таки туда берут, то показывают только в образе ограниченного слабого человека. Ангелина решила ломать этот стереотип, и начала, конечно же, из себя. Она встала с инвалидной коляски и начала работать фотомоделью. В ее планах создать театрализованное шоу, где она сможет воссоединить две любимые стихии — театр и моду.

Она искренне надеется, что ее пример может стать толчком для действия даже здоровым людям:

«…даже если кто-то крутит пальцем у виска на мой счет, не унываю, а еще больше начинаю верить в себя и свой потенциал.

Потому что красота — внутри, а все прочее вздор!. Кстати, в комментариях к ее фото очень много положительных откликов, а некоторые читатели отмечают, что иногда модели совсем неинтересны, несмотря на их красоту. А с Ангелиной все наоборот — на нее хочется смотреть!

свернуть

Особенности развития личности у детей с ДЦП

 

  

По вопросам развития и обучения детей с ДЦП вы можете получить консультацию специалистов

учреждения образования

«Государственный Лидский районный центр  коррекционно – развивающего обучения и реабилитации»

 

Наш адрес:

 г. Лида, проспект Победы, 7.

 

Телефоны:

64-65-91, 64-65-93

 

 

 

Подготовила:

педагог-психолог ЦКРОиР Ясевич О.В.

Учреждение образования

«Государственный Лидский районный центр  коррекционно – развивающего обучения и реабилитации»

 

 

 

Брошюра

для родителей

 

 «Особенности развития личности

и эмоционально-волевой сферы

у детей с детским церебральным параличом»

 

 

 

Октябрь, 2022

Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого ребенка А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.

Особенности личности

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

  • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
  • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

  • ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
  • ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Практические рекомендации

Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.

Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.

Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

свернуть

Ребёнок с ДЦП

«Эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ДЦП»

 

Памятка для педагогов «Эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ДЦП»

     Все занятия с ребенком с ДЦП  имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление,  формировать личностную ориентацию. Эффективными приемами коррекционного воздействия  являются:

  1. Игровые ситуации, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  2. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

3.Важным приемом осмысления новых фактов является обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления  ребенка.

4.Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока.  В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт  взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка.

  1. Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

 6.Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

  1. Будьте последовательны. Двигайтесь  от простого к сложному, от одного навыка к другому. Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в них.
  2. Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, чаще хвалите и поощряйте ребенка.
  3. Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.
  4. Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
свернуть

Создание специальных условий для обеспечения особых образовательных потребностей учащихся с ДЦП

Создание специальных условий для обеспечения особых образовательных потребностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы

 

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

         Главная особая образовательная потребность детей с нарушениями ОДА – это необходимость моделирования специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство.

Функциональный уровень ребенка может быть значительно повышен за счет специальных средств и приспособлений, способствующих созданию доступной (безбарьерной) среды – оптимальных условий для самостоятельных действий в окружающей обстановке. Такая среда служит профилактикой проявления вторичных осложнений, способствует развитию физиологически правильных двигательных актов, стимулирует собственную двигательную активность, содействует формированию навыков самообслуживания.

В последние годы всё больше детей с двигательными нарушениями стало поступать в учреждения общего среднего образования. Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детским церебральным параличом. Основными проявлениями двигательных нарушений у них бывают:

-неустойчивая ходьба,

-замедленный темп ходьбы,

-неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице,

-затрудняются без посторонней помощи одеться, раздеться, завязать бантик, застегнуть пуговицу и т. п.

Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом. У них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой; отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть.  Навыки самообслуживания у этих детей чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они не готовы к овладению навыками рисования, письма.

Структура двигательных нарушений при ДЦП включает следующие характеристики:

* нарушение мышечного тонуса;

* ограничение или невозможность произвольных движений;

* наличие насильственных движений;

* нарушение равновесия и координации движений;

* нарушения ощущений движений (кинестезии);

* недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов, обеспечивающих формирование вертикального положения тела и произвольной моторики;

Нарушения речи: у детей с церебральным параличом нередко отмечается неправильное произнесение тех или иных звуков. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи может усиливаться за счет дыхательных расстройств. Нередко наблюдаются различные нарушения голоса, он часто имеет гнусавый оттенок, отличается монотонностью. Речь у этих детей часто бывает невнятной, непонятной для окружающих, поскольку они в отдельных случаях некоторые звуки вообще не произносят, произносят их искаженно или заменяют другими. Нарушения звукопроизношения нередко сочетаются с трудностями различения звуков речи на слух. В большинстве случаев недоразвитие речи лишь отражает специфику заболевания, но не является первичным дефектом.

 

"Дети-колясочники" лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать с предметами, их общение ограничено, и поэтому они не могут к началу школьного обучения приобрести тот запас знаний и представлений об окружающем мире, который имеют их сверстники. Сведения об окружающем часто носят формальный характер, они отрывочны, изолированы друг от друга.  

Необходимо помнить о том, что у детей с церебральным параличом из-за имеющейся у них патологии не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, у них необходимо не только развивать тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движения.

До начала учебно-воспитательной работы с таким школьником учителю необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребенка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх; выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует. Учитель должен выяснить, какие положительные черты характера имеются у ребенка, чтобы он мог опереться на них в процессе учебно-воспитательной деятельности; необходимо также выявить негативные черты характера, которые потребуют особого внимания со стороны педагога. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с церебральным параличом к массовой школе.

Перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в класс необходимо провести определенную работу со здоровыми сверстниками. Учитель должен рассказать об увлечениях и положительных качествах такого ребенка, а также объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на его дефекте, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, ему следует оказывать посильную помощь.

Основными проявлениями детского церебрального паралича являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. Поэтому рассмотрим трудности, которые дети могут испытывать при овладении навыками письма, самообслуживания и труда.

На уроках физической культуры также следует учитывать особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом. Выполнение упражнений на этих уроках затруднено за счет того, что учащиеся не могут правильно воспроизвести исходные положения, сохранить устойчивость в необходимой позе, согласовать движения туловища, рук и ног, выполнить упражнения с нужной амплитудой. У некоторых детей сложности в обучении могут быть вызваны несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. У детей с церебральным параличом иногда бывает недостаточно развит пространственный анализ и синтез; что особенно ярко проявляется при овладении конструированием, навыками самообслуживания, при чтении, письме, на уроках физкультуры. Такие дети затрудняются дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей.

Таким образом, двигательные нарушения во многом определяют специфику учебной деятельности учащихся с церебральным параличом. Несформированность двигательных умений и навыков является результатом не только нарушенной моторики, но и недостаточным развитием более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Рассмотрим особенности организации учебной работы детей с церебральным параличом. Прежде всего, учитель должен посадить учащегося с церебральный параличом таким образом, чтобы он мог свободно стоять и выходить из-за парты. Пространство на парте должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками учебными принадлежностями и т. п. Понаблюдать за учеником, учитель должен определить, в какой позе ему легче выполнять письменные работы, как удобней отвечать (сидя, стоя).

Учитель   должен индивидуально подбирать объем и способы выполнения заданий в каждом конкретном случае,  при проведении письменных работ и при оценке знаний учащихся учитель должен тщательно продумывать условие предъявления учебного материала, объем и способ выполнения.

Целесообразно использовать индивидуальные карточки с прорезями для цифр, стоящих на месте единиц, десятков, сотен. При обучении детей чтению рекомендуется использовать специальные закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Если ребенку с церебральным параличом при устном ответе трудно начать речевое высказывание, то учитель должен дать ему время для подготовки. При оценке устного ответа и чтения учитель должен учитывать речевые особенности ребенка и не снижать ему отметку за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп, отсутствие плавности речи.

При оценке знаний большую сложность представляет учет ошибок, связанных с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Учителю часто бывает трудно определить, какие ошибки являются специфическими для таких учащихся, а какие связаны с незнанием орфографических правил. В таких случаях учитель после выполнения контрольного диктанта совместно с логопедом разбирает характер ошибок и намечает пути их преодоления

Материал для обсуждения в группе

 

№ п/п

Проблема

Пути решения

  1.  

Как добраться до учреждения образования и войти в само здание или помещение

- микроавтобус с подъемником

- ровное дорожное покрытие с шириной не менее 105 см

- пандус или наклонный помост

- перила с определенной высотой и длиной поручней

- высота ступенек

- дверной проем шириной не менее 90 см и без порога (дверь должна открываться в противоположную сторону от пандуса, чтобы ребенок не скатился)

- кабинет рядом со входом

- дополнительные ручки, специальные поручни

- расположение парт и расстояние между рядами (чтобы могла проехать коляска)

- выключатели на уровне вытянутой руки сидя

- школьная доска с механизмом регулирования высоты

- вертикализатор

- ортопедические приспособления (валики, мешочки с песком)

  1.  

Ребенок длительно находится в одном и том же положении сидя

- смена положения

- кресла-корсеты

- ортезы

- вертикализаторы

- клинья и валики

- др

  1.  

Дети со сниженным и колеблющимся тонусом, с недостаточной координацией движений конечностей, гиперкинезами

- утяжеленный жилет (лучше выпрямляются, походка становится более плавной, тело принимает более правильное положение, оказывает положительное влияние даже на гиперактивных детей)

- браслеты-утяжелители

- затылочный валик (под голову)

  1.  

Трудности при овладении письмом (связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти)

·  специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), специальные игрушки, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям и особенностям детей;

·  тренажеры для развития манипулятивных  функций рук;

·  средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону;

  1.  

Медленно включается в работу.

 

·  индивидуальный подход со стороны учителя, который должен повторить задание, заострив внимание на трудных местах, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению. Если ребенок с трудом переключается с одного вида работы на другой, то ему следует дать время перед выполнением нового задания.

 

Вспомогательные средства для детей с церебральным параличом

 

 

В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:

 

 

  • специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

 

 

 

 

  • специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т. п.;

 

 

 

 

  • специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей;

 

 

         

 

 

 

  • средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

 

 

 

  • тренажеры для развития манипулятивных функций рук;
  • приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);
  • адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов;
  • средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации; средства альтернативной коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если есть зрительные нарушения);
  • компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;
  • подъемники, велотренажеры, коврики;
  • зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор).

 

 

         Используемая литература

Н.Н.Баль, Т.В.Варенова, С.Е.Гайдукевич. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов. В 3-х ч. Мн., БГПУ, 2018.- 167

Материалы Интернет

свернуть