Вопрос-ответ

О ВЫБОРЕ ЯЗЫКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии со статьей 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки.

Согласно Закону Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990 г. № 3094-XI, с изменениями и дополнениями, каждому жителю Республики Беларусь гарантируется неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. 

В соответствии со статьей 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор языка обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания.

При обращении в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования, для постановки на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждении образования для получения дошкольного образования, а также получения направления в учреждение дошкольного образования законные представители имеют право указывать желаемый язык обучения и воспитания. 

Ежегодно комплектование групп в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на начало учебного года (1 сентября) осуществляется с учетом норм наполняемости групп, языка обучения и воспитания и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет.

Подробная информация о деятельности учреждений дошкольного образования размещена на официальных сайтах учреждений образования и сайте управления образования.

свернуть

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь прием лиц в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Для постановки на учет и получения направления в учреждение дошкольного образования родители воспитанников (их законные представители) могут обратиться в  местный исполнительный и распорядительного орган по месту нахождения учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка, свидетельством о рождении ребенка.

При постановке на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, законным представителям предоставлено право указывать несколько учреждений дошкольного образования. Льготы для внеочередного определения детей в детский сад ни для одной из категорий семей не предусмотрены.

Выдача направления осуществляется с учетом норм наполняемости групп и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет.

Комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года – 1 сентября.

Нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем учреждении дошкольного образования направление может быть выдано в учреждение дошкольного образования в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.

свернуть

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРИОБРЕСТИ РОДИТЕЛЯМ В ДЕТСКИЙ САД К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ?

(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.) :

 – карандаши цветные; 

 – пастель 24 цветов; 

 – фломастеры; 

 – краски; 

 – розетки прозрачные для краски; 

 – кисти, подставки для кистей; 

 – салфетки для обсушивания кистей; 

 – баночки пластмассовые для промывания ворса кистей; 

 – палитру; 

 – губки для смывания краски с палитры; 

 – мелки; 

 – бумагу белую и цветную; 

 – пластилин; 

 – стеки; 

 – ножницы с тупыми концами; 

 – файлы; 

 – подносы для обрезков бумаги; 

 – картон; 

 – розетки для клея; 

 – салфетки; 

 – пластины (клеенки) для работы с клеем 

свернуть

СОЗДАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ. НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попечительские советы в учреждениях образования создаются по инициативе родителей (законных представителей) учащихся в соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от   25 июля 2011 года № 146, Уставом учреждения образования. 

В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники. представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

Основные направления  использования средств  попечительского совета:

-укрепление материально-технической базы (мебель, инвентарь, приборы, оборудование,, инструменты,учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательных программ);

-совершенствование организации питания обучающихся (посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности)

-проведение спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

-иные цели, не запрещённые законодательством, в том числе текущий ремонт, организация питьевого режима, приобретение постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага, иные предметы первой необходимости), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции.

Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчётный) банковский счёт по учёту прочих государственных средств. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии)

Отчет о доходах и расходовании финансовых средств предоставляется родителям (законным представителям) несовершеннолетних председателем (заместителем председателя) попечительского совета учреждения с предъявлением соответствующих платежных документов. 

 

свернуть

КАКОВЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА К АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ?

КАКОВЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА К АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ?

 

Обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории прописаны в п. 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 года № 46 (далее – Инструкция).

Таковыми являются:

 

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям (проверяется по диплому); 
  • наличие стажа работы в соответствии с требованиями части 1, 2, 6 п. 19 Инструкции (стаж работы и сроки получения предыдущей категории определяются по записям в трудовой книжке);
  • соблюдение периодичности ПК (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 года № 954). 

 

На момент выдачи направления на сдачу квалификационного экзамена и включения в график аттестации все условия должны быть соблюдены.

Исключения касаются аттестации педагогических работников, получивших диплом с отличием, диплом магистра, диплом исследователя, лиц, принятых с должности профессорско-преподавательского состава, а также имеющих ученую степень и (или) ученое звание, они указаны в п. 19 Инструкции.

свернуть

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ НА МЕРОПРИЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования разработаны и направлены для руководства в учреждения образования письмом Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2020 № 03-01-18/6871/дс методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 (далее – методические рекомендации). Методические рекомендации размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/aktualno/metod-rekomend.pdf).

Подпунктом 5.4 пункта 5 методических рекомендаций предусмотрено ограничение проведения массовых мероприятий в помещениях учреждений образования, в том числе с использованием актового, музыкального и спортивного залов, плавательного бассейна (при наличии), посещения выставок и музеев, театров и кинотеатров, других общих мероприятий, минимизация количества участников и приглашенных с обеспечением социального дистанцирования, а также запрет указанных мероприятий при осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов, при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID-19.

Проведение массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) в соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 методических рекомендаций обеспечивается преимущественно на открытом воздухе.

Кроме того, пунктом 13 методических рекомендаций установлено требование к проведению в учреждениях дошкольного образования (далее – УДО), специальных дошкольных учреждениях различных форм организации музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых помещениях в отсутствие родителей (законных представителей) обучающихся.

С целью снижения риска (недопущению) заноса инфекции COVID-19 в учреждение образования подпунктом 6.9 пункта 6 методических рекомендаций предусмотрено максимально возможное ограничение посещений обучающихся родственниками в помещениях учреждений образования.

Согласно статье 111 Кодекса Республики Беларусь об образовании управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы в сфере образования. В случае возникновения вопросов, связанных с действиями педагогических работников УДО, родители (законные представители) воспитанников могут обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган в сфере образования, являющийся учредителем учреждения образования.

свернуть